Контент-маркетинг в 21 веке
В этой публикации рассмотрим, как создавать контент для сайта и какие инструменты помогут сделать ваш ресурс информативным, привлекательным и полезным для посетителей.
Работа над ресурсом: начинаем с контента для сайта
Составлять техническое задание разработчику рационально только тогда, когда вы уже понимаете, каким будет контент сайта. У вас будет многостраничный сайт или лендинг? Нужен ли блог? Рассказ о компании разместить на отдельной странице или ограничиться тематическим блоком текста на главной? Сколько у компании услуг или товаров, собрать их на одной странице или разнести на разные?
Контент для сайта ― это содержание, а сам сайт ― форма, которая в идеале должна подстраиваться под содержание. Определяясь с контентом, вы определитесь и со структурой сайта. Ведь только зная конкретные задачи бизнеса и то, каким будет контент, разработчики и дизайнеры смогут предложить наилучшее решение.
Контент для сайта: первые шаги
Наполнение сайта — это не контент ради контента. Это тексты, инфографика, видео, визуальное сопровождение, которые решают конкретные задачи и обращаются к конкретной аудитории. Поэтому подготовка контента на сайт — это работа, которая начинается издалека. Вот несколько стратегически важных шагов, которые вам предстоит сделать.
Составьте портрет целевой аудитории
Продавать все всем — устаревшая стратегия ХХ века. Для успеха в бизнесе важно хорошо понимать, кому вы делаете торговое предложение, и почему потенциальным клиентам это выгодно и полезно.
Потребительское поведение определяется множеством критериев, в том числе это:
- пол;
- возраст;
- социальный статус;
- уровень доходов;
- семейное положение;
- наличие детей;
- профессия/сфера деятельности;
- образование;
- национальные, культурные особенности;
- география.
Составьте портрет своей целевой аудитории, или конкретных ее групп, если аудитория неоднородна. Что такое целевая аудитория читайте в этой статье.
Чем больше вы знаете о своей целевой аудитории и чем точнее будет ее сегментация — тем выше шансы, что ваше предложение попадет точно в цель.
Пример. Если аудитория — молодые девушки, любительницы сладкого, то вы будете продавать им шоколад как «прекрасный десерт с разными вкусами». А что если ваша аудитория — суровые мужчины, покорители горных вершин, экстремальные туристы? В этом случае тот же шоколад вы спозиционируете как «энергетическое высококалорийное питание, которое не портится, не требует термической обработки и занимает минимум места».
Определитесь с задачами сайта
От этого зависят структура и функционал ресурса и, конечно, направленность контента для сайта. Если у вас — интернет-магазин, на сайте должны быть каталог, возможность сформировать корзину и сделать заказ, а основой контента для сайта станут карточки товаров. Если у вас небольшая компания, которая предлагает 1-3 услуги, будет достаточно лендинга с формой заказа консультации. Контент для сайта такого типа должен быть кратким, продающим, с подтверждением каждой цифры или факта.
К основным задачам, которые решает сайт компании, относятся:
- Создание виртуальной визитки компании. Вы получите круглосуточное представительство компании в интернете на 4-5 страницах с возможностью связаться с вами или задать вопрос.
- Сбор, удержание и вовлечение аудитории в общение с представителями компании. Блог, чаты с менеджером компании или чат-ботом, новости и выгодные пользователям акции компании помогут решить эту задачу.
- Сбор клиентской базы. Как правило, решается размещением на сайте лид-магнита, который пользователи получают в обмен на адрес электронной почты или возможностью подписаться на рассылку.
- Наращивание экспертности компании. Блог, в котором компания размещает качественные тематические статьи, не только привлечет заинтересованную аудиторию, но и поможет укрепить репутацию.
- Поисковое продвижение. Люди, пришедшие из поиска, как правило, теплые, уже заинтересованные в продукте, который предлагает ваша компания. Для продвижения в поиске в контент основных страниц сайта нативно вписывают ключевые слова. Также на сайте может быть создан особый раздел, который будет наполняться статьями для SEO продвижения. Для хорошего ранжирования важно, чтобы контент сайта не был статичным, чтобы он постоянно обновлялся и дополнялся.
Изучите сайты конкурентов
Сайты конкурентов можно посмотреть в рекламной выдаче «Яндекс» или Google, так как в первую очередь стоит учитывать тех, кто получает платный трафик в вашей нише.
Для этого достаточно зайти в поисковик, набрать ключевой запрос по вашей тематике, а затем кликнуть на подпункт «Показать все». Вы увидите все сайты, владельцы которых оплачивают контекстную рекламу.
Также найти конкурентов помогут аналитические digital инструменты, такие, как Pr-cy.ru или Serpstat.
Просмотрите сайты, выпишите интересные темы статей, сделайте скрины необычных фишек, которые используют конкуренты. Эти знания помогут вам сделать контент для сайта интересным, вовлекающим и полезным. А заодно и избежать ошибок, которые вы найдете на конкурирующих ресурсах.
Подберите форматы и виды контента
От выбранных форматов контента зависит функционал вашего сайта, который будут проектировать разработчикам. Им нужно понимать, будут ли на сайте помимо текста диаграммы и графики, гиф-советы, видеоматериалы.
Так, инфографика помогает объяснить сложные процессы наглядно и просто, проиллюстрировать статистику, исторические данные или факты. Информация, подкрепленная инфографикой, лучше запоминается. Короткие видеоматериалы хороши для знакомства с компанией, ее знаковыми сотрудниками или демонстрации товара. Позитивно воспринимает аудитория и видеоотзывы ― они вызывают больше доверия, чем текстовые. На сайтах также могут размещаться видеозаписи обучающих вебинаров, если речь идет об онлайн-школах или ресурсах психологической помощи.
Важны и виды контента для сайта ― обучающий, развлекательный, информационный, продающий. Разнообразная подача контента поможет сделать максимально эффективной вашу контент-стратегию. Ведь раздел статей или блог должны обновляться постоянно и планомерно, пополняться уникальным контентом.
Продумайте источники информации для контента
Если вы планируете размещать фото и видео ― важно понимать, кто из сотрудников компании будет этим заниматься или заранее планировать бюджет на привлечение специалистов.
Информацию для статей можно брать:
- из открытых источников в интернете — тематические сайты, форумы, блоги, новостные ленты;
- из опросов клиентов;
- из опросов сотрудников компании, например, маркетолога, специалиста по рассылкам, веб-аналитика, менеджера по продажам;
- из собственного опыта.
Продумывая, кто будет заниматься сбором информации и подготовкой материалов, вновь оцените свои ресурсы ― смогут ли это делать сотрудники компании или нужно будет обращаться к стороннему специалисту. Это важно понимать до начала работы над сайтом.
Когда у вас уже есть портрет целевой аудитории, анализ контента конкурентов, четкие планы на контент для своего сайта и понимание задач ресурса — складывается и его структура. После этого можно формировать техническое задание разработчикам и дизайнеру и переходить непосредственно к работе с контентом.
Как создать уникальный контент для сайта
Продумайте уникальный контент для главной страницы сайта. Он должен отвечать на основные вопросы, которые возникают у человека, впервые попавшего на сайт:
- Чем занимается компания?
- Как давно она существует?
- Где можно посмотреть продукцию?
- Почему компании можно доверять?
- Чем она отличается от десятков конкурентов?
- Что нужно сделать, чтобы купить продукт или заказать услугу?
- Что говорят те, кто уже стал клиентом компании?
Такую информацию дадут владелец компании, руководитель отдела продаж и маркетолог.
Для оформления еще одного знакового раздела сайта ― каталога ― важна грамотная визуализация продукции. Чтобы оформить каталог привлекательно с точки зрения продвижения и в едином стиле лучше обратиться к профессиональному фотографу, который создаст качественный визуал.
Как правило, текст лендинга создается однажды, так же как тексты главной страницы сайта, раздела «О компании», страницы, посвященной сервису, доставке и оплате. Страницы с описанием товаров и услуг меняются и дополняются в случаях, когда у компании меняется ассортимент или набор услуг. Но раздел статей или блог сайта должны обновляться постоянно и планомерно, пополняться уникальными текстами.
Чтобы контент для сайта не был однотипным и не надоел посетителям важно использовать разные форматы и виды контента, как мы и писали выше. Это могут быть:
- Статья-вопрос. «Как вы выбираете стиральную машинку».
- Тест. «Все ли функции стиральной машинки вы используете».
- Статья-обзор. «Существует 3 типа стиральных машинок — с фронтальной загрузкой, с вертикальной загрузкой и подвесные. Расскажем о каждом из них».
- Статья-личный опыт. «Как я выбирала стиральную машинку и какую ужасную ошибку совершила при этом».
- Статья-ответ. «Как ухаживать за стиральной машинкой чтобы она служила до 20 лет — вы спрашивали, мы отвечаем».
- Анонс-подарок. «У нас появилась новая модель стиральной машинки! Первым покупателям — скидка 10% и бесплатная доставка».
- Лайфхаки. «Как устранить недостатки стирки с помощью соды, серебряной ложки и правильного выбора режима стирки».
- Кейсы. «Нам заказали узкую стиральную машинку с сушкой и с доставкой в Калининград — вот как мы выполнили этот заказ всего за 3 дня». Вы можете рассказывать в формате кейсов о работе с клиентами ― но не забудьте заранее договориться с ними об этом.
- Чек-листы. «Проверьте, правильно ли вы ухаживаете за стиральной машинкой».
- Топы. «Топ-10 самых популярных стиральных машинок 2020 года».
- Гайды — подробный алгоритм решения какой-либо задачи. «20 шагов, которые помогут вам безошибочно выбрать стиральную машинку для дачи».
- Конкурсы. Фотоконкурс «Отправляемся в авиапутешествие во время самоизоляции… с помощью стиральной машинки» (такой флеш-моб прошел в соцсетях в период самоизоляции. Участники постили фото возле фронтальных стиральных машинок, имитирующих иллюминатор самолета).
- Видео. «Распаковка новой стиральной машинки и ее первый запуск».
- Интервью. «Что интересного о стиральных машинках я узнал за 15 лет работы на предприятии, которое их производит». Интервью может быть как текстовым, так и в видеоформате.
- Фотоотчет. «Как мы обновили нашу линию по сборке стиральных машинок и что изменилось». Сделайте живые фотографии, которые покажут клиенту ваши внутренние процессы.
Главное — никакого копипаста, никакой переделки чьих-то текстов! Только уникальный контент для сайта поможет вам «прокачаться» и завоевать репутацию эксперта в своей сфере.
Где брать темы для подготовки контента сайта
Этот вопрос вновь относится к разделу «Статьи» или «Блог» — к тем, контент которых важно постоянно обновлять и пополнять.
Вот четыре инструмента, которые вы можете использовать.
Подсказки «Яндекс». Начните вводить в поисковую строку «Яндекс» словосочетания, которое относится к теме вашего бизнеса. «Яндекс» выведет подсказки — удалите нетематические и вы получите 5-7 хороших тем для будущих материалов. Поменяйте словосочетание — поменяются и подсказки. А значит, тем для подготовки контента для сайта станет больше.
«Яндекс.Вордстат». Введите в строку поиска самое логичное для вашей темы словосочетание — и получите десятки вариантов ключевых слов, по которым ищут товары заинтересованные пользователи. Часть ключевых слов вполне может стать темами и пополнить контент для сайта вашей компании.
Сервис Serpstat. Это еще один важный источник тем для подготовки контента. С главной страницы сервиса после легкой регистрации (можно войти через социальные сети) перейдите в раздел левого сайдбара «Анализ ключевых фраз», затем — в подраздел «Контент-маркетинг» и в пункт «Поисковые вопросы».
В поле поиска введите ключевое словосочетание по теме вашего бизнеса — в результате вы получите список тематических вопросов, которые задавали пользователи. Для запроса «купить велосипед» сервис показал 783 поисковых вопроса. Многие из них — готовые темы для материалов на вашем сайте. Ведь они одновременно соответствуют и теме бизнеса, и интересам пользователей — такое сочетание оптимально для продвижения и продаж.
Беседа с руководителем отдела продаж или менеджером по продажам. Они знают, о чем спрашивают клиенты перед покупкой товара, и с какими вопросами и задачами обращаются те, кто уже купил товар. Популярные вопросы или часто встречающиеся ситуации станут хорошими темами для статей в блоге. Если вы еще не фиксируете вопросы пользователей ― самое время начать это делать.
Что дальше
После всех этих шагов можно составлять конкретный контент-план для сайта ― распределить, какую тему, в каком формате и в какие сроки вы будете размещать на ресурсе. А затем начать работу по подготовке уникального контента для сайта…